Закон, разрешавший убийство басков в Исландии до 2015 года
Была ранняя весна 2015 года и по исландским меркам вечной зимы температура стояла достаточно мягкая. В городе Хоульмавик, расположенном на берегу фьорда с непроизносимым и непереводимым на человеческую речь названием Steingrímsfjörður, проходило весьма странное мероприятие по меркам 21 века: все праздновали, особенно баски, отмену указа 1615 года, разрешавшего убийство басков без каких-либо на это причин.
История китобойного промысла на Севере Испании
Шёл XVI век, масштабы китобойного промысла в Кантабрийском море росли быстрыми темпами. И моряки из Страны Басков, Кантабрии, Астурии и Галисии отправлялись охотиться на огромных китов всё в более и более дальние воды.
Хоть мясо животного и не любили в испанских домах, но оно хорошо продавалось в других странах Европы. Также кости кита служили хорошим материалом для изготовления мебели. Но, без сомнения, главным преимуществом китов был их жир. Из него готовили масло под названием саин, которое не выделяло дыма и запаха.
Прибыльная торговля китовыми продуктами стала источником существования многих северных семей, и соперничество между рыбаками быстро стало заметным. Эта практика распространилась на другие места на планете, такие как остров Ньюфаундленд у побережья Канады или острова Шпицберген в Норвегии.
Торговые отношения с Исландией и баскско-исландский диалект
Между тем в Исландии китобойный промысел был скорее пассивным занятием, чем активным. То есть северяне не охотились на китов, а использовали мясо и кости тех животных, которые сели на мель или которых выбросило на пляж.
В 17 веке баски перенесли свой китобойный промысел на исландское побережье. Они платили гонорары непосредственно главам наследников викингов, чтобы иметь возможность охотиться в их водах и затем обмениваться товаром. В результате таких хороших и взаимовыгодных коммерческих отношений даже кристаллизовался их собственный диалект, который обе цивилизации использовали для понимания друг друга: баскско-исландский или пиджинский язык.
Однако датский король Кристиан IV, истинный правитель Исландии, отрицательно смотрел на эту практику и весной 1615 года провозгласил право исландцев защищать себя, преследовать и даже убивать басков и других иностранцев на территории Исландии и побережья страны.
В том же году в Исландии начался голод, который усиливался каждую зиму.
Летом 1615 года к берегам Вестфирдир пришвартовались три баскских китобойных судна. Баски упорно продолжали свой промысел, хотя время от времени у них случались инциденты с местным населением. И по незнанию новоиспеченного указа короля Дании на них надвигалась беда.
В конце сентября китобои были готовы вернуться в свои дома, когда во время шторма их лодки разбились о скалы. Таким образом около 80 басков были вынуждены провести зиму в Исландии, ремонтируя свои лодки и пережидая, когда закончится сезон штормов.
Пришла зима. Двое из трех капитанов решили провести зиму в Патрексфьордур, откуда они планировали весной отправиться домой. А капитан Мартин де Вильяфранка со своей командой направился в район Дира-фьорд, откуда им уже не суждено было вернуться. В своей борьбе за выживание они совершили несколько мелких преступлений, среди которых были кража еды и угроза смерти пастору.
Но поскольку исландцем в ту зиму тоже приходилось выживать и голодать, плюс новый указ короля, развязавший им руки, они нанесли ответный жестокий удар грабителям.
Резня в трех действиях
Разъяренные от голода исландцы, защищенные указом короля, устроили жуткую бойню в трёх актах команде капитана Вильяфранка. Сначала они атаковали хижину со спящими моряками и убили 15 басков.
Затем, прежде чем расправиться с остальными, шериф Ари Магнуссон созвал суд в Суоавике, на котором все потерпевшие крушение были объявлены вне закона.
Остался только третий и роковой акт. Вильяфранка и остальные члены экипажа были пойманы во время охоты на кита у берегов Сандейри. В живых не осталось ни одного.
Всего исландцы убили 32 баска, все из провинции Гипускоа. Но они их не просто убили, нет. Все моряки были расчленены, им вырвали глаза и уши и совершили другие разные зверства.
Убивать басков в Исландии запрещено
Весной 2015 года на берегу тех фьордов, где ровно 400 лет назад разворачивались эти кровопролитные действа, тогдашний правитель района Западных фьордов Йонас Гудмундссон объявил, что на самом деле басков давно не убивали в Исландии, несмотря на действующий закон. Так как в Исландии действует закон, запрещающий убивать людей.
Однако приказ 1615 года все еще действовал. Отмена его спустя 400 лет была жестом добросердечности, который окончательно положил конец самому кровопролитному конфликту в истории Исландии.
Церемония отмены этого указа прошла 22 апреля 2015 года очень торжественно. На неё была приглашена правительственная делегация правительства Гипускоа. На месте трагических событий был открыт памятный знак, а Йонас Гудмундссон официально заявил, что абсолютно каждый баск с этого дня может чувствовать себя в полной безопасности на территории Исландии.
И кульминацией этой церемонии стало символическое «примирение»: рукопожатием обменялись Хавьер Ирихо, потомок одного из погибших китобоев и Магнус Рафннссон, чей предок был участником «акции возмездия».