Ведьмы из Сугаррамурди. Миф и реальность
До наших дней дошла легенда о ведьмах, но не сама истина. История о ведьмах, но не сама история.
В начале XVII века образ жизни в Сугаррамурди был связан с землёй и, следовательно, традиции, народная мудрость и магический мир, главным образом, были обращены к язычеству. Те, кого в последствии прозвали ведьмами, обладали глубокими знаниями во всем, что связано с природой, в том числе, лечебными травами.
Знания этих женщин и мужчин простирались и до области репродукции, принятия родов и контрацепции того времени. Местом для их ритуалов, церемоний и праздников стала та самая пещера в Сугаррамурди, олицетворявшая недра Матери Земли.
Земля в мифологии той эпохи являлась образом властительницы жизни. В то время как в реальном мире самой землёй распоряжался монах Фрай Леон-де-Аранибар, аббат монастыря Урдакс. За пользование землёй аббат взимал с крестьян арендную плату, однако католическую церковь интересовали не только деньги.
Жителей Сугаррамурди, чей быт настолько прочно был связан с землёй, духовенство заставляло перевести «взор в небо». Настоятель монастыря Урдакс, доверенное лицо инквизиции, заявил о существовании ведьм в Сугаррамурди и на их поиск из Логроньо был отправлен представитель церковной службы Вай Альварадо.
Инквизиция отвергала наличие в обществе различий в традициях, верованиях, знаниях, и народ, говоривший на другом, никому не понятном языке, вызывал страх и подозрения. Непонимание и стремление к господству привели к тому, что все проходившие здесь праздники и ритуалы принимались за шабаш ведьм, песнопения окрестили заговорами, каждое слово на баскском языке воспринималось как заклинание, а языческая вера трансформировалась в чёрную магию.
Сила распространяла страх. Страх и подозрение. Подозрение и безмолвие. И эта пугающая тишина только укрепила силу.
Тёмная репутация принесла её обладателям известность. Времена эпидемий, голода и засухи были самыми «плодородными» для распространения слухов. Любой и любая могли подпасть под подозрение и получить ярлык ведьмы или колдуна. Местные жители выслеживали их между собой, многие заявляли на собственных соседей.
История судебного процесса над ведьмами Сугаррамурди
Всё началось с гонения ведьм во французской стороне Страны Басков в провинции Лабурдан (или Лапудри по баскски), когда судья из Бордо Пьер де Ланкре, назначенный королем Франции Генрихом IV, в ответ на просьбу господ Де-Аму и Де-Утурби «положить конец чуме колдунов и ведьм», которые разорили страну, начал тотальное преследование всех, кто отличался от общей серой массы по его мнению и по доносам соседей.
О злодеяниях господина Пьера де Ланкре сегодня известно по двум опубликованным чуть позже книгам, которые имели огромный успех: «Наставление о судьбах ангелов и демонов» (1612 г.) и «Обвинение в суде и преступности» (1622 г.)
Прибытие в Страну Басков судьи из Бордо и его преследования, вызвали панику в регионе и многие семьи отправились в испанскую Наварру, пересекая по ночам границу.
В двух своих книгах Ланкре рассказывает о том, что он узнал в Стране Басков: по ночам ведьмы и колдуны собирались на «Козлином лугу» (акеларре по баскски), где они поклонялись дьяволу в образе козла самца.
И что после ночного шабаша всегда случались различные стихийные бедствия, такие как шторма, вызывающие кораблекрушения, ураганы, сильные ветра (можно подумать что это такая невидаль для Страны Басков). О том что ведьмы использовали мази, позволявшие им летать во время шабаша, превращаться в зверей и производить другие чудеса и чёрные делишки. О том, что проводились «чёрные мессы»: за основу брались христианские обряды, во время которых совершались сатанинские культы кощунственными священниками.
Это дало волю Ланкре издать приказ об аресте и пытках нескольких священнослужителей без каких-либо расследований и доказательств, кроме показаний некоторых «свидетелей». Одним из таких «свидетелей» был очень старый и разочаровавшийся священник, который признался, что он поклонялся дьяволу и что он должен быть наказан за это «в качестве примера» для остальных.
Все «доказательства» судья Ланкре получил в виде заявлений от детей, стариков и женщин, которых от подвергал зверским пыткам. Судье также пришлось использовать переводчиков, так как он не понимал баскский язык, что ещё больше искажало действительность. Так, по результатам расследования, Ланкре пришел к выводу, что в провинции Лабурдан Страны Басков более 3 тысяч человек были причастны к чёрной магии и колдовству.
Пьер де Ланкре приказал сжечь 80 предполагаемых ведьм и паника быстро переместилась в долины северной Наварры.
Новый центр вспышки колдовства теперь находился в районе, прилегающем к Лабурдан, на северо-западе Наварры, а точнее в Сугаррамурди.
В начале XVII века Сугаррамурди была небольшой деревней в горах Наварры на самой границе с французской Страной Басков. В ней проживало около 200 жителей, занятых сельским хозяйством и животноводством. Приход Сугаррамурди подчинялся монастырю в Урдакс, в котором проживало около 100 человек, монахов и их слуг.
В конце 1608 года в Сугаррамурди из французской Страны Басков после 4 лет эмиграции вернулась домой со своими родителями 20-летняя девушка. В эмиграции она наслушалась историй о ведьмах и даже была ею на протяжение 18 месяцев. И вернувшись в Сугаррамурди она начала рассказывать о своём опыте подружкам детства. А однажды на улице встретила соседку Марию-де-Хуретегия, которую ранее по её словам видела на шабашах ведьм.
Когда Мария узнала, что о ней говорила недавно прибывшая в Сугаррамурди девица, она с гневом в голосе кричала, что он не ведьма, что всё это зло и все показания против неё лживые. Однако «свидетельница» так сумела убедить всех вокруг в своей правоте, что даже муж и семья предполагаемой ведьмы поверили ей.
Узнав это Мария-де-Хуретегия грохнулась в обморок и призналась, что была ведьмой и что этому её научила её тётя Мария Чипия Баррэнэчеа, когда она была ещё маленькая.
Позже девушка, чувствуя себя преследуемой ведьмами и колдунами, которые хотели, чтобы она вернулась на их шабаши, решила выдать и остальных. И тогда местные жители в порыве гнева и справедливости обыскали дома подозреваемых, надеясь в них найти жаб, приворотные средства, обереги и другие доказательства «черной магии». В результате 7 женщин и 3 мужчин дали признательные публичные показания в местной приходской церкви. Однако после раскаяний соседи их простили.
Но все события, происходящие в Сугаррамурди не прошли мимо ушей представителей трибунала инквизиции Логроньо, в юрисдикции которого находилась Наварра. И в начале января 1609 года в Сугаррамурди прибыли комиссар и 2 инквизитора, которые вскоре рапортовали в центр о наличии в деревне ведьм. Сразу же пришел указ об аресте 4-х ведьм, которых отправили в секретную тюрьму в Логроньо и с помощью переводчика их подвергли жесткому допросу с пытками, пока все 4 женщины не признались, что они ведьмы.
13 февраля было отправлено письмо в Высший Совет Инквизиции в Мадриде, в котором сообщалось о признаниях ведьм и спрашивался совет как поступать дальше. Ответ из Мадрида пришёл 11 марта со строгой инструкцией подтверждения правдивости явлений колдовства, для чего по каждой подозреваемой нужно было заполнить анкету из 14 вопросов.
Но инквизиторы проигнорировали все инструкции свыше, так как были уверены в своей правоте после признаний женщин в колдовстве.
Возмущенные жители Сугаррамурди отправились за справедливостью в Логроньо, пытаясь объяснить, что женщины дали свои признательные показания под пытками. Людей, спустившихся с гор, в странной одежде и говорящих на никому не понятном языке и очень уставших, встретили с немалым любопытством. Но всё же их выслушали в Высшем суде и их показания были приняты к сведению.
В Сугаррамурди были отправлены другие инквизиторы для выяснения обстоятельств. После 5 месяцев пребывания в деревне и окрестностях, в результате многочисленных допросов и наблюдений было выявлено ещё 300 человек, якобы занимавшихся чёрной магией, включая детей младше 14 лет.
Из этого списка в тюрьму в Логроньо было отправлено 40 человек, которые казались наиболее виновными.
Общаясь с настоятелем монастыря в Урдакс, инквизиторы также получили от аббата подтверждение, что в районе полно ведьм и что люди часто восклицают «Соргиньяк! Соргиньяк!», чтобы защитить себя от них.
Далее инквизитор отправился в города Наварры Вера-де-Бидасоа и Лесака, где от местных священников узнал, что тем приходилось запирать женщин и детей, пока они не признавались в практике чёрной магии. После этого священник брал этих детей под свою опеку, чтобы избавить их от тяжкого греха и вернуть к церкви. Подобные признания инквизитором были получены в Толосе и Сан-Себастьяне.
Однако в это же время район посещает и епископ из Памплоны, чтобы проверить что происходит в этой отдаленной части его епархии. И пришёл к выводам, противоречащим инквизитору из Логроньо. Он не обнаружил никакой секты ведьм и сделал выводы, что все эти рассказы о шабашах были принесены прибывшими с Лабурдана.
В связи с противоречивыми выводами расследования дела о ведьмах из Сугаррамурди, дело затянулось ещё на год.
В воскресенье, 7 ноября 1610 года, в Логроньо собралась огромная толпа людей, народ прибыл даже из Франции, чтобы присутствовать на аутодафе, акте веры, или казне ведьм. Присутствовало около 30 тысяч человек. Началось всё с шествия, которое возглавляла Священная канцелярия и которое сопровождалось тысячами родственников, комиссарами и нотариусами инквизиции, которые носили золотые серьги и кресты на груди, и несколькими сотнями членов религиозных орденов. В конце шествия несли зелёный Святой Крест, который был знаком инквизиции и который впоследствии был установлен на эшафоте.
Затем прибыли 21 человек со свечами в руках, и шестеро с веревкой на шее, в знак того, что они вскоре должны быть вздёрнуты. Свечи в руках означали примирение.
Затем вышли 5 человек, неся статуи мёртвых, в сопровождение 5 гробов с раскопанными костями 2-х женщин и 2-х мужчин, которые отказались признаться что они были ведьмами и колдунами и умерли от пыток, и одного сожженного ранее мужчины, который был одним из рьяных защитников секты.
Далее шли 4 женщины и 2 мужчин, которых собирались придать суду и сжечь заживо, за то, что они отказались признаться в колдовстве.
Завершали шествие четверо секретарей Инквизиции из Мадрида верхом на лошадях, в сопровождение ослов с сундуками, в которых были собранные доказательства, и за ними верхом на лошадях трое инквизиторов из Логроньо.
Когда подсудимые взошли на эшафот, секретари начали зачитывать обвинения. Чтения длились так долго, что аутодафе пришлось перенести до понедельника, 8 ноября.
Один из анонимных авторов, свидетелей того процесса, написал: «Услышав так много и столько зла, мы все наложили она себя крест спасения и на наши дома»…
18 человек смирились, признались в своих ошибках, обратились к милости суда и были прощены. Шестеро, которые сопротивлялись, были сожжены заживо. Ещё пятеро были сожжены в виде чучел, так как умерли ранее во время пыток.
Из-за суровых мер наказания, примененных при казни, процесс над ведьмами Сугаррамурди стал самым серьёзным в испанской инквизиции против колдовства. По словам британского испаниста Генри Камена, это стало исключением на фоне относительно мягкой инквизиции в Испании в отношении колдовства и объясняется прежде всего влиянием охоты на ведьм в соседней Франции.
После этого процесса в Логроньо, регион охватила паника. Народ жил в ужасе и постоянно сталкивался с предполагаемыми действами колдунов и ведьм. Страхи нарастали и напряженность распространялась на всю провинцию Гипускоа и Биская. Так в панике толпа в Санэстебане привязала предполагаемую ведьму к столбу и избила её до смерти.
Чтобы как-то урегулировать ситуацию, Верховный Совет Инквизиции поручил своему комиссару Алонсо де Салазар и Фриас посетить районы северной Наварры и составить полный отчет о ситуации. Чтобы облегчить работу комиссару, орден сопровождался указом о прощении и благодати тем, кто самостоятельно признается и раскается в своих ошибках.
С указом благодати и прощения на руках и в сопровождении двух переводчиков, Салазар исполнял свою миссию, в течение которой он путешествовал 8 месяцев, с мая по декабрь 1611 года, по северу Наварры, Гипускоа и Бискае. Он наблюдал за происходящим, допрашивал обвиняемых и свидетелей. В марте 1612 года Салазар отправил в центр первый отчет, затем ещё один в октябре 1613 года. В этих сообщениях инквизитор утверждал, что он оправдал 1384 мальчика и девочки (от шести до 14 лет), 290 взрослых признались в своих ошибках и вернулись к вере.
Салазар уделил особое внимание тому, что многие пытались использовать его, как представителя власти, чтобы отомстить своим врагам и недругам.
Расследования Салазара легли в основу решения Верховного суда 1614 года, который провозгласил о конце сатанинского колдовства в Испании… но не в Европе.
Более 400 лет прошло с тех ужасных событий, но и по сей день за деревней Сугаррамурди закрепилась слава «деревни ведьм», где практически в каждом доме живет «нечистая».
В 400 метрах от центра деревни протекает река, прозванная «рекой ада», которая за много тысяч лет и выточила огромную полость пещеры, в которой согласно легендам и проходили шабаши ведьм.
Рядом с этой пещерой находится «козлиный луг», на котором согласно местным преданиям и появлялся дьявол в обличии козла. «Козлиный луг» на баскском звучит как «акеларре», откуда и вошло это слово в испанский язык, означающее место шабаша ведьм.
Чем сегодня живут жители Сугаррамурди? На первый взгляд сказать трудно, так как они очень скрытные и не идут особо на контакт с людьми «из вне».
Но всё же иногда разговорить их возможно. Особенно если вы отправитесь в эти места с профессиональным гидом по Стране Басков и Наварре и мы вместе с вами постараемся приоткрыть некоторые тайны этого места.